ЦВЕТ­НИК ИЗ СОРНЯКОВ МНОГОЛЕТНИКОВ
Не менее красивую группу полевых цветов для цвет­ника можно подобрать и среди многолетников. Многие ...

Подснежники
Ранней весной, когда еще только-только начи­нается пробуждение природы, на солнечных пригревах появл ...

ПРИНЦИП СКРЕЩИВАНИЯ
Принцип скрещивания состоит в следующем: пыль­цой, взятой из пыльников одного цветка, нужно опы­лить ...

ПЕСОК ИЗ ПОЧВЫ
Часто бывает нужен для разных надобностей чистый песок, а его под руками нет. А между тем почти кажд ...

АВТОМАТИЧЕСКОЕ УВЛАЖНЕНИЕ ГРЯДОК
Свойством почвы — капиллярным всасыванием воды — можно воспользоваться для устройства ав ...

От семечки до урожая » Занимательная агрономия


ЦВЕТ­НИК ИЗ СОРНЯКОВ ДВУХЛЕТНИКОВ

Несколько сложнее культура двулетников, среди которых также можно найти материал для цвет­ника и декоративных групп.
Двулетники при посеве весной обычно не цветут в том же году, поэтому их или сеют в конце лета, или находят осенью однолетние экземпляры (не цветущие) и весной, или осенью пересаживают в гряды. Так как отыскать однолетние экземпляры осенью не так легко (а двулетние экземпляры после цветения отмирают), то надежнее всего двулетники разводить летом (авгу­стовским) посевом только что собранных семян. Но на­до помнить, что свежесобранные семена дают очень низ­кую всхожесть и поэтому необходимо сеять их с боль­шим запасом или пользоваться семенами, собранными в предыдущем году.
Среди двулетников-сорняков мы обращаем внимание прежде всего на группу чертополохов (будяков), даю­щих декоративную зелень, а некоторые из них и круп­ные красивые цветы, как, например, чертополох пони­кающий с крупными пурпурными головками на длинных стеблях.
Все цветники из сорных растений лучше располагать на зеленом газоне, который также можно сделать из дикорастущих трав. Для газона хорошо брать семена разных мятликов, которые всюду растут и семена кото­рых везде легко собрать.
Расположение клумб и рабаток в цветниках зависит как от вкуса, так и от наличия тех или иных растений.

Подробнее



КАК СОСТАВИТЬ КОЛЛЕКЦИЮ СОРНЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ СЕМЯН

Местные сорняки представляют большой интерес. При наблюдении за их жизнью и биологическими осо­бенностями можно получить много интересного мате­риала для понимания жизни природы и, кроме того, только зная их особенности и образ жизни, можно вести с ними успешную борьбу, содействуя этим повышению урожайности.
В основе изучения жизни сорняков прежде всего должно быть знание самих сорных растений, то есть знакомство с их внешними формами как в цветущем (легче всего изучаемом), так и в вегетативном состоянии (различать их без цветков, по листьям и даже всходам),. и знание их семян. Лучшим путем изучения сорняков является составление их коллекции,— сам процесс со­бирания растений поможет усвоению внешнего вида сорняков. Коллекция всегда может быть справочником для проверки и определения сорняков при изучении их жизни.

Подробнее



МАТЕРИАЛ ДЛЯ ГЕРБАРИЯ

Выбор материала зависит от тех целей, которым должен служить гербарий. При собирании научных гербариев   нужно   стремиться   сохранить    растение целиком. Поэтому обычно растения берут с корнями и тогда, когда оно имеет все органы — цветки, плоды, отпрыски и пр. Однако трудно получить всю корневую систему, которая часто распространяется далеко вширь  и вглубь, поэтому почти всегда ограничиваются сбором небольшой ее части, которая могла бы представлять главные черты всей корневой системы.
Для составления справочного гербария, служащего в основном для определения и распознавания сорняков по внешним надземным органам, можно ограничиться собиранием цветущих надземных частей растений, боря их подземные органы лишь постольку, поскольку они являются характерными для данного растения.
Составление такого гербария является самым лег­ким; с него и можно начинать эту работу. Однако в от­ношении сорных растений, кроме простого распозна­вания их по цветкам,   необходимо знать их  более детально. Во-первых, чрезвычайно важно уметь распо­знавать их в раннем возрасте, без цветков и даже по всходам; во-вторых, чтобы ясно сознавать их вредность и уметь применять меры борьбы против них, очень важно знать их образ жизни: способы размножения, характер развития, сроки наступления разных фаз и многие дру­гие бпологические особенности.

Подробнее



ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПЛАФОНЫ ИЗ ЗАСУШЕННЫХ РАСТЕНИЙ

Помимо описанных гербариев, представляют боль­шой демонстративный интерес разного рода художест­венные плафоны из засушенных растений, которые при удачном выполнении привлекают внимание зрителя сво­ей внешностью и направляют его мысль на изучение изображенного на них материала.
Такие  плафоны легко изготовляются  из хорошо засушенных растений путем составления из них раз­ного рода групп, объединенных но тому или иному признаку. Таковы, например, группы сорняков, засоряю­щих Озимые, яровые культуры или лен и т. ц.
Имея в гербарии хорошо засушенные экземпляры за­соряемой культуры и засоряющих ее сорняков, можно составить художественную группу, расположить ее на фанере или картоне, на белом или цветном.фоне (бу­маге) и, покрыв стеклом, окантовать бумагой. Такой плафон составит украшение комнаты и вместе с тем даст наглядное представление о сорняках, засоряющих посевы и требующих борьбы, особенно если плафон бу­дет снабжен соответствующими надписями — поясне­ниями.

Подробнее



ОТНОШЕНИЕ РАСТЕНИЙ К СВЕТУ

Замечательное открытие было сделано двумя американскими учеными — Гарнером и Аллардом — в области изу­чения отношения растений к свету. Все началось с изучения «рабочего дня» растений. Так как работа растений по созданию органического веще­ства происходит лишь на свету, то, следовательно, про­должительность рабочего дня растений определяется длительностью освещения их солнечным или иным све­том. Поэтому надо было установить, какая продолжи­тельность ежедневного освещения будет наиболее бла­гоприятна для развития различных растений, а также возможность замены солнечного света электрическим, что позволило бы освещать растения целые сутки.
Первые результаты таких исследований показали большое разнообразие в отношении растений к удли­нению или укорачиванию рабочего дня. Упомянутым ученым впервые удалось установить среди растений две группы: одни ускоряют свое развитие по море удли­нения дня — растения длинного дня, а другие, наобо­рот, ускоряют свое развитие по мере  укорачивания дня — растения короткого дня. Растения длинного дня скорее зацветают и плодоносят при удлинении дня, а при укорачивании затягивают плодоношение; растения короткого дня, наоборот, быстрее развиваются при ко­ротком дне, а по мере удлинения дня затягивают свой вегетационный период, задерживаются с цветением и плодоношением, а иногда и совсем не зацветают.

Подробнее



ПОЛУЧЕНИЕ НА СЕВЕРЕ ХОРОШЕЙ РЕДИСКИ ЛЕТОМ

Всякий, кто разводил на грядах редиску на севере, знает, что весной редиска имеет сочный и вкусный ко­рень, а чем ближе к лету, тем корень ее становится все хуже и хуже. Если ее посеять летом, то всходы редиски очень скоро начинают идти в стебель и не обра­зуют хорошего корня. А между тем на юге,-например в Закавказье, редиску выращивают целое лето, при этом корни все время получаются крупные, сочные и расте­ния долго не идут в стебель. Основная причина та, что редиска — растение длинного дня и ускоряет свое раз­витие в летние длинные дни на севере. Она раньше начинает цвести и плодоносить, прекращая образование корня, а на юге при коротком дне задерживает выход в стебель я продолжает образовывать корень.

Подробнее



КАК ПОЛУЧИТЬ НА СЕВЕРЕ УРОЖАЙ КИТАЙСКИХ ОРЕШКОВ

Все знают китайские орешки, называемые иногда неправильно фисташками (с которыми они не имеют ничего общего). Это обычно двузернью стручки с легко ломающейся оболочкой и двумя орехоподобными зерна­ми, служащие лакомством наряду с прочими орехами. Но мало кто знаком с самим растением, производящим эти орехи, с его удивительным свойством, не повторяющимся в растительном мире,— зарывать свои завязи землю, где они потом и созревают, так что эти орехи нужно выкапывать иэ земли.   
Это небольшое однолетнее растение — арахис, очень похожее на фасоль, до цветения мало чем от нее отли-чающееся. Но после цветения, как только образуется завязь, се ножка начинает удлиняться, завязь опускает-ся до земли и зарывается в землю, где и происходит  созревание плодов или образование орешков. Каждый куст даст очень много плодов в земле; выдернутый или выкопанный из земли, он оказывается увешан­ным орешками, висящими на длинных ножках, как грозди.
 

Подробнее



ИСКУССТВЕННОЕ ДОЗРЕВАНИЕ ПЛОДОВ

Очень распространено мнение, что для дозревания плодов необходим свет и что только на ярком солнце плоды дозревают, приобретают вкусовые свойства и характерный внешний вид. Действительно, в некоторых случаях лишь на свету наблюдается появление видимых признаков созревания.
Известен способ образования на крупных краснобоких яблоках разных вензелей и фигур при наложении на них шаблонов из черной бумаги или фольги до по­ краснения плодов. Тогда под этими шаблонами кожура останется непокрасневшей и на плодах вырисуется его фигура.
Однако ряд других фактов и теоретических сообра­жений говорит за то, что для созревания плодов свет не нужен. Свет в растении играет главным об­разом роль источника энергии при синтезе органиче­ских веществ из элементов, находящихся в воде и воз­духе (кислорода, водорода и угольной кислоты). При созревании же происходит главным образом переме­щение и превращение уже созданных органических веществ в другие. Исчезновение к этому времени из плодов зеленой окраски, обязанной хлорофиллу — глав­ному передатчику солнечной энергии, говорит за то, что в это время в плодах прекращается использование света как источника энергии.
 

Подробнее



СКРЕЩИВАНИЕ ГОРОХА, ЛЮПИНА, КУКОЛЯ И ДРУГИХ РАСТЕНИЙ

Самым увлекательным в растениеводстве является получение новых растений, создание новых форм, выведение новых сортов. При этом деятельность человека поднимается до подлинного творчества новой природы, перестройки ее по своему усмотрению, для своих по­требностей.
Природа в процессе эволюции постоянно творит новые формы. Создание этих форм проходит в природе различными путями, которые отчасти уже подмечены человеком. То она создаст внезапные — скачковые — резкие изменения формы; то дает массу вариантов, сход­ных по какому-либо признаку, предоставляя в даль-нейшем выживать тем из них, которые окажутся наиболее приспособленными; то из всего разнообразия форм комбинирует новые путем их скрещивания (полу­чения помесей или гибридов) и т. д.
 

Подробнее



ПРИНЦИП СКРЕЩИВАНИЯ

Принцип скрещивания состоит в следующем: пыль­цой, взятой из пыльников одного цветка, нужно опы­лить рылъце другого. Но так как такое опыление может произойти и без вашего участия и раньше вас (ветром, насекомыми и самоопылением), то надо оградить опыля­емый цветок от такого случайного опыления или от самоопыления. Для этого у тех цветков, которые вы хотите опылить, как можно раньше (при самом начале распускания цветков) удаляют все тычинки в цветках (кастрируют их), не повреждая пестика, и затем изоли­руют их, то есть надевают на цветок или кисть маленький мешочек из пергамента, марли, коленкора и т. п. Не вредно также изолировать и те цветки, откуда вы будете потом брать пыльцу, чтобы на них не попала дру­гая пыльца и не загрязнила нужную вам пыльцу; ра­зумеется, у этих цветков не надо удалять пыльники.
 

Подробнее



ПОЛУЧЕНИЯ НОВЫХ СОРТОВ РАСТЕНИЙ

Для получения новых сортов вначале следует брать наиболее легкие и наглядные объекты, сразу дающие видимый результат. Быстрее всего такие результаты получаются с однолетними растениями, которые, будучи скрещены, в том же году, дадут урожай семян. Эти семена уже в следующем году могут дать новые формы — сорта, которые в том же году могут заново скрещиваться. Вначале скрещивать лучше такие растения, у ко­торых разные признаки выявляются уже во время цве­тения, то есть растения, имеющие разную окраску цвет­ков. В этом случае результаты скрещивания выявятся на легко наблюдаемых частях растений — цветках — и обнаружатся гораздо раньше созревания — во время цветения. Это позволит в том же году провести скрещи­вание второй генерации, в результате чего выигрывается целый год. Итак, наиболее подходящими для начала работ по скрещиванию будут однолетние   цветущие растения. Приобретя некоторый навык, можно начать работу для получения новых сортов и с многолетними растениями, но в этом случае требуется более продол­жительное время для получения результатов скрещи­вания.

Подробнее



ИНТЕРЕСНЫЕ РАСТЕНИЯ ДЛЯ ВЫВЕДЕНИЯ НОВЫХ СОРТОВ

Другим интересным растением для выведения новых сортов мог бы быть широко распространенный в яровых посевах сорняк куколь. Его крупные пурпурные цветы так и просятся на цветочные гряды, и непонятно, почему он не использован, как многие другие сорняки, для по­лучения красивых садовых форм (васильки, колоколь­чики, водосбор и многие другие). Среди засоренных куколем посевов, а еще лучше в специально сделанном посеве куколя на грядке можно отыскать различные разновидности по оттенкам и формам цветков и исполь­зовать их для скрещивания и получения красивых и разнообразных его сортов для цветников.
 

Подробнее



ПОЛУЧЕНИЕ ПЕСТРОЗЕРНОЙ КУКУРУЗЫ

Мы уже знаем, что в громадном большинстве случаев при скрещивании различных форм растений семена, полученные от опыленного чужой пыльцой, еще не имеют изменений  внешних  признаков,  а формиру­ются такими, какими они были у данного растения, и только в их потомстве уже обнаруживаются эти из­менения. Так, например, если скрестить цветки бело­зерного гороха с темнозерным, то семена, полученный от скрещивания, будут все одноцветные, и только в их потомстве, то есть в урожае следующего года, обнару­жатся одноцветные и промежуточные окраски семян Однако бывает, хотя и редко, когда семена скрещен ного цветка уже в том же году резко изменяются, ста-новятся пестрыми. Такие случаи носят название ксений и встречаются, например, у кукурузы.

Подробнее



ПОИСКИ НОВЫХ РАСТЕНИЙ И УЛУЧШЕНИЕ СОРТОВ ОТБОРОМ

Пути создания новых форм, которые были только что описаны — скрещивание и образование новых про­межуточных форм,— природа использует непрерывно. Таким образом, в природе существует бесконечное раз­нообразие форм,— надо лишь найти и выделить из них интересные для нас. Разумеется, трудно ожидать, что­бы все интересующие нас формы сохранились в при­роде, поэтому часто продуктивнее произвести скрещи­вания, сознательно направляя эту работу, чем выиски­вать нужные формы в природе. Но тем не менее этот путь — отыскания в природе готовых форм растений, которые могут быть или полезными, или служить ма­териалом для дальнейшего создания новых разновид­ностей растений,— заслуживает большого внимания. До' того, как человек овладел техникой создания новых форм, все разнообразие культурных растений было по­лучено путем отыскания полезных растений, уже су­ществующих в природе, и постепенным улучшением их посредством отбора.

Подробнее



ГДЕ ОБРАЗУЕТСЯ КРАХМАЛ

Возделывают растения для получения из них питательных веществ: углеводов, жиров и растительных белков, кото­рые являются основными продуктами питания человека. Среди них одно из главных мест за­нимает крахмал. Растение производит его из воды и воздуха за счет энергии солнечного света.
В растении, как на фабрике, существуют пункты производства крахмала с подачей туда сырья — воды, воздуха и энергии; целая система транспорта получен­ного продукта в виде сосудов и, наконец, склады: пло­ды, клубни, корни, где накапливаются запасы произ­веденных продуктов для последующих поколений или для дальнейшего развития этого же растения.
Где же находится фабрика этого первого и главней--шего продукта растительного производства?

Подробнее



ДОБЫВАНИЕ КРАХМАЛА ИЗ КАРТОФЕЛЯ

Только что описанным способом можно обнаружить крахмал не только на месте его производства — в ли­стьях, но и в «складах»: плодах и клубнях. Там благо­даря отсутствию зеленой окраски и большим количе­ствам крахмала он обнаруживается гораздо легче: достаточно смочить йодным раствором разрез картофеля или зерна, как тотчас появится темнофиолетовое окра­шивание, свидетельствующее о присутствии крах­мала.
Обилие крахмала в плодах и клубнях позволяет легко добыть его оттуда в чистом виде, отделив от про­чих частей ткани клубня или плода.
Легче всего крахмал добывать из сырых клубней картофеля. Этот опыт представляет самостоятельный интерес, позволяя убедиться в богатстве картофеля крахмалом, а также ознакомиться со свойствами крах­мала. Кроме того, научиться получать крахмал вообще полезно, так как это часто нужно для разных целей в хозяйстве.

Подробнее



ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАХМАЛИСТОСТИ КАРТОФЕЛЯ

Так как картофель возделывается главным образом для получения крахмала, то более интересно возделы­вать его сорта, богатые крахмалом, а также применять такие приемы культуры, которые повышают содержание крахмала в картофеле. Поэтому важно уметь опре­делить содержание крахмала в картофеле, чтобы этим
путем оценить сорта, предусмотреть агротехнику, а также суметь рассчитать количество крахмала, получен­ного при определенном урожае и требующегося для разных технических и хозяйственных целей
Для точного определения содержания крахмала в картофеле необходимо довольно сложное оборудова­ние, но существуют простые приемы определения крахмалистости картофеля, совершенно достаточные для практики, которые можно оборудовать простыми до­машними средствами.

Подробнее



КАК ПРЕВРАТИТЬ КРАХМАЛ В САХАР

Если крахмал в растении легко превращается в са­хар, то нельзя ли и нам сделать то же самое и получить сладкий кисель, сироп или выделить сахар в чистом виде? Разумеется, можно.
Обычный сахар (полученный из сахарной свеклы) при нагревании с кислотами превращается в виноград­ный. Во всех вареньях и изделиях из сахара, в которых находятся кислые ягодные и фруктовые соки, он пре­вращается в виноградный. Поэтому в большинстве кон­дитерских изделий и вареньях (даже приготовленных на сахаре) содержится виноградный сахар, или патока.
Вследствие этого часто и употребляют патоку как бо­лее дешевый продукт для изготовления кондитерских изделий.

Подробнее



СЛАДКОЕ ТЕСТО

Производство сахара из свеклы началось лишь со второй половины прошлого века, и еще долго после этого сахар не был предметом широкого потребления. Потребность же в сладком удовлетворялась главным об­разом медом и сушеными плодами и ягодами. Лишь в праздничной обстановке прцгоювлялись иногда раз­ные сладкие блюда путем превращения крахмала в са­хар (по одному из вышеописанных путей). Одним из таких блюд было так называемое сладкое тесто, при­готовляемое из ржаной, пшеничной или овсяной муки (овсяный кисель). Приготовлялось сладкое тесто сле­дующим образом: заваривалась кипятком мука до кон­систенции жидкого теста и пропаривалась в печи в те­чение 1— 1 1/2 часов после легкого остывания туда прибавлялась болтушка из солода и тесто ставилось на ночь в теплое место. На другой день перед употреб­лением тесто уваривалось и его употребляли в пищу в виде полужидкой каши или заваривали картофельной мукой, чтобы получить кисель.
Сладкое тесто было излюбленным лакомством во время пира; оно же служило также для приготов­ления браги путем сбраживания получившегося сахара в спирт.

Подробнее



ПРЕВРАЩЕНИЕ КРАХМАЛА В САХАР, САХАРА В СПИРТ, СПИРТА В УКСУС

В растении происходит главным образом превра­щение крахмала в сахар и обратно. Вне растения мы часто наблюдаем превращение сахара в спирт и даль­ше — спирта в уксус. Стоит оставить стоять слабый сахарный сироп, как он сейчас же начнет бродить с выделением пузырьков углекислоты, сахар в нем исче­зает и взамен него появляется в растворе спирт. Этот процесс происходит под влиянием микроскопических грибов-дрожжей, которые разлагают сахар на спирт и углекислоту.
На этом основано производство спирта, вина, пива, сущностью которого и является превращение при по­мощи дрожжей сахара или крахмала (после его превра­щения в сахар) в спирт. Спирт получают из картофеля, кукурузы и пшеницы после превращения крахмала в сахар, при сбраживании последнего. Пиво получают сбраживанием вытяжки из ячменя также после превра­щения крахмала в сахар; вино — сбраживанием саха­ра из виноградного или ягодного сока.

Подробнее