Колокольчик (средний, степной, или русский)
Необычайно оча­рователен в пору цветения. В начале июня появляются бутончики. Проходит еще немного в ...

Со­оружение теплицы не обязательно требует больших затрат
Со­оружение теплицы не обязательно требует больших затрат. Например, в качестве светопропускающих эл ...

Экспериментальный дом «Някялес» в Лайхиа (63° с. ш., 1981 г.)
Теплица легкой конструкции при двухэтажном индивидуальном доме, без теплоаккумулятора, окна с односл ...

Аетра многолетняя
Роскошные кусты многолетних астр — бо­гатейшее украшение любого садика s парка в период золото ...

Наперстянка
Из семейства норичниковых. Броские, грациозные соцветия. Отличается большой теневыносливостью, но жи ...

От семечки до урожая » Занимательная агрономия


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ АГРОНОМИЯ

Агрономия — наука об использовании солнечной энергии при помощи зеленых растений, наука о созда­нии и переработке органического вещества, являющего­ся источником существования человечества.
Это очень интересная и увлекательная область зна­ний. Мы имеем дело как будто с обыденными вещами, по­стоянно окружающими нас — полями, лесами, различны­ми почвами,— с которыми мы так сжились и где все представляется таким знакомым, известным, буднич­ным, что не верится, может ли быть здесь что-либо зани­мательное.
Наука и техника должны освещать всю нашу жизнь, все окружающие нас явления и помогать объяс­нять их. Только тогда мы настолько овладеем приро­дой, что на основе ясного понимания ее явлений будем в состоянии управлять ею.

Подробнее



УРОЖАЙ В БУТЫЛКЕ

Мы так сжились с представлением о том, что растения живут на земле, что воз­можность выращивать их без земли может помазаться удивительной. А между тем растения берут из почвы такое ничтожное количество нужных им питательных веществ, что мож­но легко обеспечить ими растение и вырастить его в бесплодном песке или в воде и получить «урожай» в банке, бутылке и т. п.
Современные науки о растениях (ботаника) и куль­туре их (агрономия) настолько овладели знанием по­требностей растений, что мы в состоянии обеспечить их всем необходимым для полного развития, незави­симо от того оТКуда растения получают их: в.природа. Растение создает свой урожаи прежде всего за счет энергии солнечного луча (который также может быть за менен искусственным светом).

Подробнее



КАК РАСТЕНИЕ «ПЬЕТ» ВОДУ

Обратили ли вы внимание на то, что растения потреб­ляют колоссальное количество воды? В течение каких-нибудь 100 дней развития яровых культур они погло­щают воду в количестве, равном 300—500—800-крат­ному их сухому весу.
Ведь это непрерывный поток воды!
Или вернее — фонтан!
Каждое растение выбрасывает в воздух непрерыв­ные струи водяного пара, невидимого лишь благодаря его прозрачности. Не стоит ли попытаться представить себе количество воды, потребляемое растениями, и уви­деть, как растение пьет эту воду?

Подробнее



МЕХАНИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАСТЕНИЯ

Когда наблюдаешь, с какой быстротой вода посту­пает в растение, и представишь себе, какие громадные массы ее проходят через него, поднимаясь иногда до огромной высоты верхушек деревьев, неизбежно возни­кает вопрос: какие же силы толкают эту воду в расте­ние и производят колоссальную работу по подъему ее на громадную высоту?
Действующей силой в поступлении воды в растение и поднятии ее на большие высоты является осмоти­ческое давление, то есть та сила, которая стремится вы­равнивать крепость двух соприкасающихся растворов. Эта сила гонит воду от более слабого раствора к более крепкому (концентрированному) и может создать очень большое давление, способное поднять воду на большую высоту.
 

Подробнее



КАК ПОЧВА ПОДАЕТ ВОДУ РАСТЕНИЯМ

Откуда же растения берут столько воды? Если даже почва и окажется сырой около корней, то при такой быстроте всасывания растениями воды почва скоро отдаст всю воду из слоев, прилегающих к корням, и тогда необходимо будет подавать воду из более глубо­ких слоев. И действительно, почва непрерывно подает воду к корням из разных слоев и таким образом питает растения водой. Но для такой подачи необходимы ка­кие-то силы, способные передвинуть воду и даже под­нять значительные ее количества на некоторую высоту.
Здесь мы имеем дело с хорошо известной нам силой капиллярного или волосного поднятия жидкостей, дей­ствие которой можно видеть на каждом шагу: бумага, опущенная одним концом в воду, смачивается ею, и вода поднимается по ней на значительную высоту; кирпич, поставленный в воду, также смачивается доверху; тонкая трубка или две пластинки стекла (приставлен­ные близко одна к другой), опущенные в воду, подни­мают ее на некоторую высоту. Все это происходит благодаря свойству жидкости подниматься по тонким промежуткам (капиллярам), и чем они тоньше, тем на большую высоту.

Подробнее



КАК ПОДСУШИТЬ И ПРОГРЕТЬ МОКРУЮ ДОРОЖКУ В САДУ

Сошел последний снег, солнце уже сильно греет, а дорожка в саду все еще сырая и холодная. Несмотря на горячее солнце, она не сохнет и не согревается на­столько, чтобы можно было побегать по пей босиком.
Всему виной капиллярная работа почвы. Из-за нее запасенная в почве вода все время поднимается по уплотненной почве к поверхности дорожки и поддержи­вает ее мокрой, несмотря на сильное испарение воды под лучами солнца. А главное — тепло солнца уходит на это испарение и не нагревает дорожку.

Подробнее



АВТОМАТИЧЕСКОЕ УВЛАЖНЕНИЕ ГРЯДОК

Свойством почвы — капиллярным всасыванием воды — можно воспользоваться для устройства авто­матической поливки гряд. При этой системе полива мо­жно постоянно поддерживать нужную влажность почвы и подавать воду в почву по мере ее израсходования ра­стениями и испарения с поверхности.
Возьмите обыкновенную глиняную гончарную дре­нажную трубу (рис. 5, А), плотно пригоните к обо­им ее концам две деревянные пробки с отверстием в каждой для трубки. Законопатьте и залейте смолой все щели в пробках для герметичности соединения и заложи­те такую трубу (рис. 5, А) со вставленными в ее пробки трубками в гряду на глубину 25—30 сантиметров. Одну трубку надо соединить с резервуаром, наполненным водой и стоящим (рис. 5, Б) поблизости на уровне гряды (погрузив в него конец трубки), а другую трубку вывести наружу и снабдить краном или за­жимом. Последнюю выходящую наружу трубку надо вставить в пробку у верхнего ее края, чтобы при наполнении трубы водой через нее выходил весь воздух.

Подробнее



СКОЛЬКО ВОДЫ ИМЕЕТСЯ В ПОЧВЕ И КАК ЭТО УЗНАТЬ

Громадная роль воды в жизни растений и резкие ко­лебания запасов воды в почве вызывают постоянную за­боту о воде при возделывании растений. Очень часто получение высокого урожая растений зависит от содер­жания достаточного количества воды в почве, а отсюда возникает необходимость уметь определять, сколько имеется воды в почве, и знать, достаточно ли этого коли­чества для жизни растений. Есть много разных спосо­бов определения воды в почве, требующих лаборатор­ного оборудования, но существуют способы, позво­ляющие и без лаборатории определять воду в почве. Рассмотрим два таких простых способа определения воды в почве.

Подробнее



СОЛНЕЧНЫЙ НАСОС ДЛЯ ПОЛИВКИ

Почти все виды энергии, используемые нами, являют­ся так или иначе переработанной энергией солнечно­го луча.
Могучие гидроэлектрические станции дают энер­гию за счет падения воды. Поднятая солнечным теплом в облака вода падает на возвышенные места суши, откуда сила её падения движет турбины и дает электри­ческий ток.
 

Подробнее



КАК ПРАВИЛЬНО ПОЛИВАТЬ ГРЯДЫ

При поливе гряд, особенно если почва сильно пере­сохла, очень часто дают сразу большое количество воды, и можно заметить, что поверхность почвы при этом силь­но заплывает, образуется полужидкая грязь, не позво­ляющая воде проникать в почву; вода стекает в борозды, и поливка не достигает цели. А как только поверхность почвы подсохнет, на ней образуется плотная корка, способствующая быстрому просыхапию большой толщи почвы ввиду быстрой подачи воды к поверхности по вос­становленным капиллярам.
Такая неумелая поливка не может принести какой-либо пользы, а, наоборот, ведет к пересыханию почвы,, не говоря уже о других ее отрицательных сторонах (об­разование корки, задержка всходов, уменьшение про­ветривания почвы и др.).

Подробнее



ВЫРАЩИВАНИЕ РАСТЕНИЙ В БУТЫЛКЕ ПРИ ОТСУТСТВИИ ИЛИ НЕДОСТАТКЕ КАКОГО-ЛИБО ПИТАТЕЛЬНОГО ВЕЩЕСТВА

Для выращивания растений в бутылке мы брали ничтожное количество  питатель­ных веществ — один порошок весом не­много меньше 1 грамма.А между тем без это­го хотя бы и малого количества солей растение не может дать урожая; кроме того, если из этой смеси солей отнять любую из них, как бы она ни была мала, растение также не даст урожая. Оно будет все время развиваться и даже попытается в свое время цвести, но останется «карликом», и по сравнению с весом семени почти ника­кого прироста не получится.
Попробуйте вырастить какое-нибудь растение в чис­той воде, не прибавляя к ней порошка питательных веществ, в воде с питательными солями, но без одной их составной части и в полной питательной смеси, и вы получите интересную картину развития растений; кроме того, установите ряд важных теоретически и практических положений,  объясняющих многое в жизни полевых культур.
 

Подробнее



«НАДПИСИ» НА ТРАВЕ

За границей, близ заводов, изготовляющих мине­ральные удобрения, иногда можно видеть на откосах железнодорожных выемок, насыпей и т. п., на фоне чах­лой, светлой зелени травы, теынозеленые пятна этой же травы в виде рекламных надписей. Чем это достигну­то? Обильным питанием растений, главным образом азотом. То же явление вы можете наблюдать на всходах озимых в виде темнозеленых пятен густых всходов на местах, где лежали кучи навоза, плохо разбросанные по полю.
Нужные растению питательные элементы, кроме своего прямого назначения как пищи для растений, ока­зывают еще другое влияние на их жизнь, вызывая уси­ление или изменение их окраски, формы и положения листьев и пр.

Подробнее



АММИАК В КОНЮШНЕ

Всякий, кто бывал в плохо проветриваемой конюшне, где редко убирают навоз, тот чувствовал острый запах нашатырного спирта (раствора аммиака в воде). Этот аммиак, насыщающий воздух конюшни, есть ре­зультат отщепления азота из растительных продуктов (в данном случае прошедших через кишечник животного) и является почти всегда конечным продуктом распада органического вещества при гниении.
Почти весь азот, взятый растением из почвы, вхо­дит в состав растительного белка, который при распаде (гниении) и отщепляет азот в форме аммиака, и его можно чувствовать в конюшне при разложении кон-ского навоза (конский навоз характеризуется особенно энергичным разложением, почему и используется для нагревания парников).
Можно довольно просто обнаружить этот аммиак в воздухе конюшни. Хотя наше обоняние является чрезвычайно чувствительным к разным пахучим ве­ществам, но имеются и другие способы обнаружения аммиака в воздухе, более показательные.

Подробнее



СЕЛИТРА ИЗ ВОЗДУХА

Давным-давно был известен опыт ученого Кавен-диша, в котором при электрическом разряде в воздухе азот сгорал в кислороде, соединялся с ним, давая разные окислы азота.
Среди этих окислов была азотная кислота, легко дающая селитру с любым основанием, например с известью.
Однако такое получение селитры из воздуха до конца прошлого столетия не применялось сначала из-за малой потребности в селитре, потом ввиду использова­ния чилийских залежей и, наконец, вследствие того, что для получения селитры из воздуха требовалась электрическая энергия, тогда еще дорогостоящая. Только там, где можно было добыть дешевую энер­гию, стало возникать промышленное изготовление селитры из воздуха.
 

Подробнее



ФОСФОР В КОСТЯХ. ПРИГОТОВЛЕНИЕ СУПЕРФОСФАТА ИЗ КОСТЕЙ И ФОСФОРИТА

Кости — остатки животных и отбросы пищи — еще недавно выбрасывались как: никому не нужный хлам . Между тем они содержат поочти весь тот фосфор, кото­рый растения извлекают из; почвы, а земледельцу при­ходится так много заботи^ться о пополнении его в почве. Кости в большей свзоей части состоят как раз из такого соединения фоосфора, которым питаются растения, именно из фосфорнокислой извести. В этом легко убедиться и можно получить из костей почти чистую фосфорнокислую изввесть, без нарушения формы и внешнего вида кости.
 

Подробнее



КАЛИЙ ИЗ ЗОЛЫ РАСТЕНИЙ

Третий из главных питательных элементов, извле­каемых растением из почвы, — калий — тоже всюду встречается в хозяйстве, но часто выбрасывается без всякого использования — с золой.
Зола растений содержит весь калий, извлеченный ими из почвы. Он содержится в золе в виде поташа (то есть углекислой соли калия), который в фабричном производстве и получают из золы.
Получение поташа в небольшом масштабе также легко осуществить дома. Возьмите две горсти золы, высыпьте ее в стакан и залейте горячей водой; хоро­шенько размешав содержимое стакана, дайте раство­риться поташу в воде, на что требуется около */4—Va часа. Затем сливают или процеживают жидкость в кастрюльку и выпаривают па плите или в печке до появления корки на ее поверхности, после чего сни­мают с плиты и дают жидкости остыть. При этом боль­шая часть поташа выпадает из жидкости в виде кри­сталлов или порошка.

Подробнее



КАК РАСТЕНИЯ «ГРЫЗУТ» КАМНИ

Чтобы вырастить растение, мы давали им все пи­тательные вещества в растворе; растения легче всего усваивают растворы питательных веществ, так как они легко проникают через оболочки клеток в корни. Од­нако было бы неправильно думать, что растение может питаться только растворами. Много питательных ве­ществ в почве находится в виде труднорастворимых соединений и минералов, которые, несомненно, слу­жат источником пищи для растений. Да и если бы пища растений состояла только из растворимых веществ, они могли бы очень скоро быть вымытыми из почвы и почва стала бы бесплодной.

Подробнее



КАК КОРНИ «ИЩУТ» СЕБЕ ПИЩУ

Разве растения могут что-нибудь искать? Ведь это предполагает сознание или даже предвидение. Разу­меется, это выражение лишь образно передает большое внешнее сходство движения корней по направлению к источнику пищи с поисками ее (так же, как мы го­ворим о том, что растения тянутся к свету и т. д.).
Проделайте такой опыт.
На хорошо разрыхленной площадке с возможно бедной почвой посадите по кругу диаметром 1/2—3/4 метра какие-нибудь семена, а в центре круга заложите в почву на глубину 20—25 сантиметров комок навоза. Дайте хорошо развиться растениям, выпалывая в кругу все сорняки. Если вы осторожно раскопаете землю внутри круга, то увидите, что все растения про­тянули свои корни к лежащему в центре навозу и густо оплели его корнями.
 

Подробнее



КЛУБЕНЬКИ НА КОРНЯХ БОБОВЫХ РАСТЕНИЙ

Выкопайте из земли какое-нибудь хорошо развив­шееся бобовое растение (горох, бобы, вику, клевер и т. п.), отмойте осторожно корни его от почвы, и вы увидите на корнях клубеньки. Клубеньки у разных растений не одинаковые: у гороха и вики — в виде горо­шинок, висящих на тонких корешках; у клевера в виде маленьких шариков с булавочную головку, которыми усыпаны все корни; у бобов в виде крупных желваков на главном корне. У других растений — небобовых — таких клубеньков нет.
Уж это одно наводит на мысль о каком-то отличии бобовых растений от всех прочих. И действительно, этим клубенькам принадлежит громадная роль в жизни бобовых растений и вообще в жизни на земле. Бла­годаря им эта небольшая группа растений может питаться азотом прямо из воздуха, тогда как все Другие растения требуют азотной пищи в самой почве и оез нее, как мы видели, не растут, потому что из Воздуха черпать азота не могут.

Подробнее



ПЕСОК ИЗ ПОЧВЫ

Часто бывает нужен для разных надобностей чистый песок, а его под руками нет. А между тем почти каждая почва содержит песок и его оттуда легко получить. Только самые глинистые почвы или тяжелые суглинки не имеют или очень мало имеют его. Суглинки, супеси, песчаные почвы, легкие черноземы содержат достаточ­ное количество песка, и его можно извлечь из почвы путем простого отмучивания.
Этот прием основан на хорошо изученном процессе оседания в воде почвенных частиц разной крупности, причем частицы песка, как более крупные, осаждаются быстрее частиц мелкозема, и даже известна скорость их осаждения. Можно принять, что весь песок осядет из 10-сантиметрового слоя жидкости примерно в 5 минут.

Подробнее