Агроном в Белгороде > Питание растении и роль почвы в этом > ВЫРАЩИВАНИЕ РАСТЕНИЙ В БУТЫЛКЕ ПРИ ОТСУТСТВИИ ИЛИ НЕДОСТАТКЕ КАКОГО-ЛИБО ПИТАТЕЛЬНОГО ВЕЩЕСТВА

ВЫРАЩИВАНИЕ РАСТЕНИЙ В БУТЫЛКЕ ПРИ ОТСУТСТВИИ ИЛИ НЕДОСТАТКЕ КАКОГО-ЛИБО ПИТАТЕЛЬНОГО ВЕЩЕСТВА


Для выращивания растений в бутылке мы брали ничтожное количество  питатель­ных веществ — один порошок весом не­много меньше 1 грамма.А между тем без это­го хотя бы и малого количества солей растение не может дать урожая; кроме того, если из этой смеси солей отнять любую из них, как бы она ни была мала, растение также не даст урожая. Оно будет все время развиваться и даже попытается в свое время цвести, но останется «карликом», и по сравнению с весом семени почти ника­кого прироста не получится.
Попробуйте вырастить какое-нибудь растение в чис­той воде, не прибавляя к ней порошка питательных веществ, в воде с питательными солями, но без одной их составной части и в полной питательной смеси, и вы получите интересную картину развития растений; кроме того, установите ряд важных теоретически и практических положений,  объясняющих многое в жизни полевых культур.
Чтобы вырастить растения в питательном растворе при недостатке какого-либо одного питательного эле­мента, составьте порошки, а потом сделайте из них рас­твор, как уже было указано в первой главе настоящей книги. Если вы хотите вырастить растение без азота, исключите первую соль — азотнокислый кальций; без фосфора надо исключить вторую соль — фосфорнокис­лый калий; без калия надо исключить третью соль — хлористый калий и заменить фосфорнокислый калий (так как он содержит калий) фосфорнокислым каль­цием и т. д. Наблюдая за ростом и развитием растений в таких трех питательных средах, вы увидите, что семена во всех бутылках (с различными растворами) не погибнут и из них будут развиваться растения. Но растения, выра­щиваемые на полной питательной смеси, быстро тронут­ся в рост и станут развиваться нормально, а все ос­тальные, независимо от того, какого элзмеита им не-хватает, дадут крохотные растения, карликового вида — 10—20 сантиметров высоты, но с развитыми листьями, а иногда и с крошечными колосками (рис. 9 и 10).
Эти растения будут все время живыми и одновремен­но с нормальными растениями будут проходить все фазы развития, но по сравнению с семенами в весе ие дадут прироста, так как они существуют только за счет запасов питательных веществ в семенах. Чем крупнее семена, тем крупнее вырастут и карликовые, или, как их назы­вают, предельные растения. И если убрать их урожай, высушить и взвесить его, то вес его будет всегда меньше веса семян (так как часть запасов семени истрачена на дыхание растений).
Растения, выращенные при отсутствии какого-либо эле­мента питания. Табак. Водная культур
 
Рис. 9. Растения, выращенные при отсутствии какого-либо эле­мента питания. Табак. Водная культура. Сосуды: 1— даны все питательные соли; 2— исключен азот; 3— исключен фосфор; 4— исключен калий.
 
Ну, а что же будет, если лишить растение какого-нибудь питательного элемента не совсем, а дать его в ко­личестве, недостаточном для получения полного уро­жая?
Это очень важный для практики вопрос, так как именно такие случаи всегда и встречаются в жизни. Его легко выяснить при небольшом усложнении только что описанного опыта. Для этого прибавьте еще несколько бутылок, в которые налейте такие питательные смеси, чтобы интересующий вас питательный элемент был в раз­ных, возрастающих от нуля количествах. Например, для азота можно иметь такой ряд: без азота; 1/10 нормы азота; 2/10; 3/10; 1/2; 3/4 нормы азота и полная питательная смесь. Мы рекомендуем более дробную градацию взять для малых количеств потому, что в предлагаемых нами нормах питания растений (наш рецепт) предусматри­вается некоторый избыток солей, и небольшое умень­шение его может не дать эффекта в опыте.
При развитии растений, особенно по мере прибли­жения к их созреванию, обнаружится очень интересная зависимость: рост растений и их урожай будут пра­вильно повышаться от карликовых растений до расте­ний, выращиваемых на полной питательной смеси, а вы­сота урожая будет зависеть от дозы недостающего эле­мента, несмотря на присутствие всех остальных е достаточном количестве (рис. 11 и 12).
Овес. Песчаные культуры.
 
Рис.  10 Овес.  Песчаные культуры. Сосуды: 1—чистый песок; 2— даны все питательные соли; 3— исключен азот; 4— исключен фосфор; 5— исключен калий.
Разные дозы азот
 
Рис. 11. Разные дозы азот
Разные дозы калия
 
Рис. 12. Разные дозы калия
 
Это явление и повторяется очень часто на наших по­лях.. Тадого случая, чтобы какого-нибудь элемента, необходимого растению, совсем не было в почве, почти никогда не бывает, но в большинстве случаев для полу­чения полного урожая не хватает какого-нибудь пи­тательного элемента. Вот тогда и наступает то, что по­лучается в наших бутылках, где дана недостаточная доза какого-нибудь элемента. Урожай определяется нали­чием этого недостающего элемента, и чтобы повысить урожай, нужно пополнить именно этот недостающий элемент.
Чтобы вы ни делали с другими элементами, вы не сможете заметно поднять урожай, пока не восполните недостаток именно этого элемента (то есть заменить его другим невозможно). Отсюда вытекает одно из основных правил — для повышения урожайности прежде всего надо узнать, в чем причина низкого урожая, чего для его поднятия не хватает? И только возмещением этого не­достатка можно достигнуть заметного увеличения уро­жая. Воздействием же на другие стороны жизни расте­ний почти никаких результатов нельзя достичь, так как решающим условием (фактором) является недостающий  элемент.
А как часто пытаются поднять урожай, не зная этого решающего фактора! И всегда это бывает без результа­тов.
Например, если низкие урожаи получаются от не­достатка влаги, то никакое удобрение не даст заметного повышения урожая, пока он не будет обеспечен влагой. Если в почве недостает азота, то никакое удобрение дру­гими элементами (суперфосфатом или калийными удоб­рениями) не даст результатов, пока не будет внесена се­литра или аммиачные соли (содержащие азот).
Бывают случаи, когда не хватает нескольких элемен­тов питания, тогда пополнение каждого из них может дать некоторый результат, но наибольший эффект полу­чится только от пополнения всех, недостающих эле­ментов.
Итак, ясно, что очень важно уметь узнавать, каких питательных элементов не хватает в нашей почве, чтобы, внеся их в виде минеральных удобрений или обеспечив их иными способами, пополнить этот недостаток и по­лучить высокий урожай.